История тракторов

Выдающийся русский изобретатель Я.В.Мамин ученик Ф.А.Блинова разработал и изготовил две унифицированные между собой модели мощностью 25 и 45 л.с. с колесной ходовой системой под общей маркой «Русский трактор». Это был первый в России колесный трактор более простой конструкции и более надежный по сравнению с гусеничным. На «Русском тракторе» Мамина впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания, значительно более легкий, экономичный и простой в эксплуатации по сравнению с паровым. «Русский трактор» имел два больших задних ведущих колеса и два меньших по размеру направляющих передних колеса. Поворот трактора осуществлялся за счет поворота передней оси. Рама трактора из двух продольных швеллерных балок, соединенных поперечными балками. Разработанный Я.В.Маминым оригинальный и простой по конструкции четырехтактный двигатель с высокой степенью сжатия работал на сырой нефти. Запальник (калоризатор) двигателя обеспечивал хорошую экономичность и мягкость работы. Горизонтальный двигатель был установлен поперечно относительно оси трактора. Мощность от двигателя к задним колесам передавалась открытой цилиндрической зубчатой передачей со стальными шестернями. Прицепные сельскохозяйственные машины крепились к скобе маятникого типа, обеспечивающей возможность регулировки положения плуга по ширине. Привод стационарных машин осуществлялся от шкива, установленного на коленчатом валу двигателя. Для автоматического управления движением трактора на определенном расстоянии относительно предыдущей борозды использовался гайд. Выпуск и совершенствование конструкции «Русских тракторов» прекратились в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны.

На Коломенском заводе тракторостроение началось с изготовления копии трактора «Могул» американской компании «Интернешнл Харвестер». Однако после испытания опытных образцов было решено отказаться от копирования зарубежных образцов, в конструкции которых было много сложных в производстве и эксплуатации узлов и агрегатов. На основе полученного опыта был создан более простой по конструкции и более удобный в эксплуатации трактор «Коломенец!». Этот трактор имел рамную конструкцию, вертикально расположенный установленный поперек двигатель калоризаторного типа, двухтактный двухцилиндровый с оригинальной системой распределения. Основное топливо — сырая нефть. Радиатор системы охлаждения заменен градирней. При производстве двигателей трактора соблюдался принцип взаимозаменяемости. Конструкция трактора постоянно совершенствовалась. Были разработаны три модификации, различавшиеся мощностью двигателя, наличием радиатора, двигателем измененной конструкции, увеличенным числом передач.

Созданный для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов трактор был прост в производстве и эксплуатации. Конструктивные особенности «Запорожца» — рамная конструкция и три колеса: одно ведущее заднее и два направляющих передних. При такой схеме не нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач отсутствовала, изменение скорости и направления движения происходило при изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. В ходе производства конструкция трактора изменялась: устанавливались более мощные двигатели 16 и 18 л.с. (11,8 и 13,2 кВт). Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.

Я.В.Мамин был известным конструктором отечественных тракторов. В начале 20-х годов Я.В.Мамин занялся разработкой конструкции трактора для обработки небольших крестьянских наделов. В эти годы им были разработаны и изготовлены опытные образцы трех-и четырехколесных тракторов «Гном» и «Карлик» мощностью 12 и 24 л.с. (8,8 и 17,7 кВт). Общим для этих тракторов было использование оригинальных калоризаторных двигателей с повышенной степенью сжатия конструкции Я.В.Мамина. Одна из последних разработок — трехколесный трактор «Карлик», участвовавший в конкурсных испытаниях в Персиановке в 1927 году. Двигатель этого трактора двухтактный одноцилиндровый с запальным стержнем работал на сырой нефти. Градирня заменяла радиатор. Муфта сцепления конусного типа. Коробка передач отсутствовала. Главная передача червячного типа. Из-за отсутствия дифференциала поворот трактора осуществлялся в результате отключения привода одного из колес муфтой, связанной с рулевым колесом.

В качестве прототипа пи разработке на ХПЗ был взят трактор ВД-50 немецкой фирмы «Ганомаг», в конструкцию которого были внесены изменения. Для обеспечения заданной мощности двигателя 50 л.с. при работе на керосине, а не на бензине, как у прототипа, была изменена конструкция двигателя. С целью повышения КПД трактора на основных рабочих передачах претерпела изменения конструкция трансмиссии. Двигатель трактора — карбюраторный четырехтактный с вертикальным расположением цилиндров. Цилиндры выполнены без съемных головок. Муфта сцепления — конусного типа. Коробка передач — трехвальная. Главная передача состоит из двух одноступенчатых конических редукторов — по одному на борт. Кроме основной модели мощностью 50 л.с. позже стали выпускать модификации, предназначенные, в основном, для транспортных работ. Они отличались увеличенной мощностью двигателя и повышенными скоростями движения. Топливом для модифицированных двигателей служил бензин.

В начале своего развития отечественная тракторостроительная промышленность перенимала опыт у ведущих зарубежных тракторостроительных фирм, имевших в массовом производстве отработанные конструкции тракторов. Поэтому в начале 20-х годов в качестве прототипа был выбран самый распространенный в мире трактор «Фордзон» американской фирмы Форд. Этот трактор выпускался на одном из крупнейших машиностроительных предприятий — заводе «Красный Путиловец». Трактор имел компоновку, которая впоследствии стала называться классической для колесных тракторов: два задние колеса — ведущие, а два передние — направляющие. Вертикальный двигатель был установлен впереди вдоль трактора. За двигателем располагались муфта сцепления, коробка передач и задний мост. Рабочее место водителя было над задним мостом. Классическая компоновка формировалась на протяжение всего начального этапа развития тракторов. Этот трактор впервые в мировом тракторостроении имел безрамный остов. При этом картеры двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста были жестко скреплены между собой. На тракторе был установлен карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с электрическим зажиганием и высокой частотой вращения коленчатого вала — 1000 об/мин. Установленные на шариковых и роликовых подшипниках шестерни и валы трехскоростной коробки передач были термически обработаны, что позволило повысить надежность и долговечность. Конструкция трактора впервые в мировом тракторостроении была рассчитана на массовое производство, что обеспечивало его низкую стоимость. Во второй половине 20-х годов трактор «Фордзон-Путиловец» был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве.